Печать

Смысловое чтение – одно из условий развития метапредметных компетенций

Автор: Администратор. Опубликовано в Новости

rmo 31012017 331 января 2017 года радушно принимала гостей Тельминская школа в из 14 школ района. В стенах этой школы проходило заседание районного методического объединения учителей математики по теме «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом при изучении математики как одного из условий развития метапредметных компетенций».
Началась работа с теоретических аспектов смыслового чтения. На классной доске записали ассоциации, которые вызывает данное понятие, оформив материал в виде кластера. Затем поработали с текстом, который представлял информацию по заданной теме, используя прием «Инсерт». Сделав необходимые пометки, вернулись к кластеру, поделились тем, что, оказывается, «всё новое – это хорошо забытое старое» и все знакомы с понятием «смысловое чтение», а также приемами его формирования. В процессе работы обозначили вопросы, которые вызвали интерес. В результате сразу же поставили задачи на будущее: изучить, какие виды чтения существуют; разработать приемы рефлексии относительно формы подачи математического текста.
rmo 31012017В продолжение разговора представила свой опыт работы учитель МБОУ «Тайтурская СОШ» Бриллиантова Е.П., рассказав о приемах работы с несплошным текстом (задания, содержащих графики, диаграммы, таблицы и т.д). При работе с такими заданиями очень важно осмысленно прочитать условие и вопрос. А на формирование навыков с подобными упражнениями отводится в учебном плане три часа в 5 классе и два в шестом. И то основная цель этих уроков – научить строить данные модели по заданным условиям. По окончании своего выступления Елена Петровна провела среди коллег небольшой тест на осмысленное чтение. Оказалось, что большинство из нас попалось в ловушку, невнимательно прочитав текст и неверно выполнив задание. Вот так немножко разрядили обстановку и отдохнули от серьезной работы.
rmo 31012017 4Далее методист МБУ «Центр развития образования Усольского района» Бархатова В.В. организовала и провела практическую работу в группах по составлению заданий к уроку с помощью приемов смыслового чтения. По жребию было выбрано одно из видов заданий (задания «множественного выбора», задания «на соотнесение», задания «на дополнение информации», задания «на перенос информации» в таблицу, задания «на восстановление деформиро­ванного текста») и тем урока (арифметическая прогрессия, основное свойство пропорции, понятие линейного уравнения, подобные треугольники, свойство параллельных прямых). Учителя, используя учебники и теоретический материал, делясь опытом, идеями и методическими мыслями, составили и презентовали свои задания для каждого этапа урока. Оказалось, что по некоторым темам математики достаточно сложно составить задания именно заданного характера. Например, по теме «Основное свойство пропорции» выпало составить задания «на перенос информации» в таблицу». Этот прием был бы более применим к теме «Арифметическая прогрессия». Но профессионализм и опыт выведут из самой сложной ситуации! Так что молодым специалистам тоже было чему поучиться.
rmo 31012017 2В связи с изменившимся федеральным перечнем рекомендованных учебников по математике и переходе на ФГОС нового поколения учителя озадачены выбором нового УМК. Учитель МБОУ «Новожилкинская СОШ» Власова М.П. рассказала о возможности формирования смыслового чтения в линейке нового УМК А.Г. Мерзляка. Был сделан вывод, что этот учебник отвечает многим запросам современного обучения. Это и система устного счета, и задания на актуализацию знаний, а также упражнения на повторение. Включены олимпиадные и исследовательские задачи, задания проектного характера. Текст параграфов написан с учетом возрастных особенностей учащихся. После каждого параграфа есть вопросы к тексту. Это ли не помощник учителю в формировании навыков смыслового чтения? Учителя школы п. Средний рассказали о некоторых минусах этого учебника: блоки геометрии в 5-м классе выделены отдельными частями, что нецелесообразно в процессе обучения. Но и к этой проблеме было предложено решение: в 5-х, 6-х классах вынести предмет геометрии отдельным часом в учебном плане. Тем более такой опыт в районе есть. Коллег заинтересовал представленный учебник, и многие выразили желание познакомиться с ним поближе и «взять себе на рабочий стол».
Не менее важной задачей при обучении математике в условиях любых стандартов является формирование вычислительных навыков. Это именно тот инструмент, который необходим ученикам при изучении всех предметов. Конечно же, обсудили и проблемы устного счета учащихся, исходя из анализа входной диагностики в 5-х классах. Самойлова Л.Н., учитель МБОУ «Тельминская СОШ», представила свой опыт работы по организации устного счета на уроках математики. Было интересно еще раз окунуться в методику проведения подобной работы. В ходе этого выступления был задан еще один вектор развития деятельности учителей районного методического объединения - разработать систему оценивания знаний (виды поощрений) на этапе устного счета.
Закончили работу, проведя рефлексию с помощью Кубика Блума. Оказалось, не так-то просто задавать вопрос по изученной теме с помощью глаголов - назови, предложи, объясни, придумай, поделись. Эта работа вызвала большой интерес и привела к бурным обсуждениям, в результате которых были намечены вопросы для следующего совещания. На этой позитивной ноте и завершили заседание учителей математики, назначив следующее на март.
Бархатова Валентина Викторовна,
методист МБУ «ЦРО Усольского района»