Печать

Главная цель медиации - найти пути к примирению сторон

Автор: Администратор. Опубликовано в Новости

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализа-ции важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р), в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разре-шения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в школе и состоящая из педагогов, уча-щихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

DSCN1076
Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:
• информировать работников школы, обучающихся и их родителей о службе школьной медиа-ции;
• мотивировать всех участников образовательных отношений к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода "Школьная медиация";
• провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди педагогов, обучаю-щихся и их родителей;
• организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;
• обучить сотрудников школы, обучающихся и их родителей методу "Школьная медиация";
• установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и пра-вонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые меро-приятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников обра-зовательного процесса по вопросам школьной медиации.
1.1. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогов школы;
1.2. Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для директора школы, его заместителей, психолога, социального педагога и 3 - 4 преподавателей;
1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучаю-щихся, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной меди-ации.
2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.
2.1. Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов - школьных медиаторов по программе "Школьная медиация";
2.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создава-емой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе "Школьная медиация".
3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образова-тельной организации.
3.1. Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом шко-лы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);
3.2. Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.
3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.
4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными под-разделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и за-щите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правона-рушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупре-ждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.
6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка "групп равных".
6.1. Формирование "групп равных" из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5 - 8 классы и 9 - 11 классы.
6.2. Реализация программ обучения детей в "группах равных".
Для реализации программы внедрения школьных служб медиации в образовательных организациях Усольского района методическим объединением пе-дагогов-психологов на осенних каникулах был организован двухдневный семинар-практикум «Активное применение в работе учителя инструментария медиации (коммуникативные УУД)». Ведущими семинара выступили Ганьшина В.Н. (МБОУ «Белореченский лицей»), Аксаева С.В. (МБОУ «Белореченская СОШ»), Федорченко Н.Л. (МБОУ «Тайтурская СОШ»), педагоги-психологи высшей квалификационной категории, прошедшие специальную подготовку в АНО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» в г. Иркутске в апреле-августе 2016 года.

DSCN1078
Этот семинар стал первым шагом на пути осознанного внедрения служб медиации в районе, и больше носил мотивационный и разъясняющий характер. Всего в семинаре приняли участие 23 человека из 10 образовательных организаций района:
МБОУ «Белореченский лицей» - 4 человека;
МБОУ «Тельминская СОШ» - 1 человек;
МБОУ «Мальтинская СОШ» - 3 человека;
МБОУ «Белореченская СОШ» - 2 человека;
МБОУ «Мишелёвская СОШ» - 2 человека;
МБОУ «Тальянская СОШ» - 3 человека;
МБОУ «Новожилкинская СОШ» - 1 человек;
МБОУ «Биликтуйская СОШ» - 1 человек;
МБОУ «Тайтурская СОШ» - 4 человека;
МБОУ «Большееланская СОШ» - 1 человек;
МБОУ «СОШ №6» - 1 человек.

DSCN1089

Из отзывов участников:

«Спасибо за организацию интересной работы с учителями! Надеюсь на дальнейшее про-свещение и сотрудничество с интересными людьми - психологами нашего района! Удачи вам и ва-шему коллективу! Я думаю, что такие семинары пойдут на пользу всем нам, педагогам! И в даль-нейшем мы обязательно встретимся! Себе я пожелаю успешного разрешения конфликтов в своей педагогической деятельности, а также предотвращения конфликтов в школе – хорошей профи-лактики и грамотного разрешения!» Педагог МБОУ «Мальтинская СОШ»
«Данный семинар очень полезен для работы педагога. Пройдя семинар, я пересмотрела свои действия при возникновении конфликта. Эти знания нужны, полезны не только психологам, а всем учителям». Педагог МБОУ «Белореченский лицей»
«Я думаю, что тренинги пойдут мне на пользу, т.к. я училась находить выход из конфликт-ной ситуации с помощью базовых техник медиации. Я чувствую, что смогу находить компромиссы разбирать ситуации подробно, без лишних расспросов и внешне выраженных эмоций. Я благодарна организаторам семинаров-практикумов». Педагог МБОУ «Тайтурская СОШ»
Конечно, впереди большой путь! Так, в лицее мы планируем помимо практикума для педагогов и родителей организацию проживания «Основы медиативных технологий для ученика» для обучающихся 5-11 классов, закрепление этих навыков в летней Байкальской школе лидеров в июле 2017 года.

DSCN1102

В статье были использованы материалы из Методических рекомендаций по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Приложение к Письму от 18.11.2013 № ВК – 844/07 Министерства образования и науки РФ).

Валентина Ганьшина, руководитель районного методического
объединения педагогов-психологов Усольского района