Формирование смыслового чтения младших школьников
беседа — находчивым,
а привычка записывать – точным» -
Ф. Бэкон
Без чтения нет учения. Уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Именно об этом шел профессиональный разговор в рамках районного методического семинара для руководителей общеобразовательных учреждений района. Учителя начальных классов Белой средней школы на открытых уроках, мастер-классе и методическом семинаре показали, что чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным предметам.
В тему семинара нас погрузила учитель начальных классов Белой средней школы Ельникова Галина Владимировна, рассказав всем собравшимся об особенностях организации смыслового чтения. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Затем каждый из участников семинара получил возможность посетить открытые уроки учителей начальных классов: урок обучения грамоте в 1 классе «Звук [Й]. Буква Й, й» (учитель – Храмова Елена Сергеевна); урок окружающего мира во 2 классе «Все профессии важны» (учитель – Ибрагимова Ирина Сергеевна); урок литературного чтения в 4 классе «Виктор Драгунский «Что любит Мишка» (учитель – Борисова Зоя Николаевна) и урок литературного чтения в 3 классе «Былины. «Добрыня и Змея» (учитель – Мякишева Елена Юрьевна). Где на практике мы смогли увидеть процесс поэтапного формирование смыслового чтения младших школьников.
Следующим этапом семинара стало осмысление того, что увидели и услышали. А именно, Кривоножко Елена Николаевна, учитель начальных классов рассказала о современном подходе к формированию навыков смыслового чтения. Затем мы попробовали себя в роли учеников начальной школы на практикуме «Этапы формирования умений смыслового чтения», в рамках которого учителя начальных классов – РомадинаЮлия Валерьевна, Сафонова Наталья Александровна и Кучумова Наталья Владимировна показали применение приема «Ромашка Блума» для анализа произведения Л.Н. Толстого «Косточка». Ельникова Галина Владимировна представила планируемые результаты освоения основ смыслового чтения и работы с текстом. Завершающим методическим событием стал семинар «Читать? Или как повысить мотивацию к чтению…», представленный учителем начальных классов, победителем районного и областного конкурсов «Учитель года», участником всероссийского конкурса «Учитель года России» Мякишевой Еленой Юрьевной.
В заключение хочу привести слова К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»
Маслова Н.М.,
директор МБУ «Центр развития образования Усольского района»
Здесь новые шаблоны для dle